RU
ENG
архитектурно-градостроительное бюро
Создавая города
RU
ENG

Проект авиадеревень на форуме «Сильные идеи для нового времени»: новый формат туризма или утопия?

На форуме «Сильные идеи для нового времени» 2023 года Виктор Клыша предложил создать в России сеть авиадеревень, которые позволят развивать туризм в малые населенные пункты, облегчат деловые поездки и со временем в них будет сосредоточена значительная часть бизнес-активности и встреч. Авиадеревня — это коттеджный поселок с инфраструктурой для малой авиации, которая включает в себя взлетно-посадочную полосу и ангары для самолетов. Ангары будут служить заграждениями от шума для жилых домов, а также ресторанов, отелей и бизнес-патио, которые позволят комфортно расположиться обеспеченным туристам. Однако автор проекта уверен, что пользователями личных самолетов будут не только олигархи и бизнесмены, но и жители населенных пунктов у авиадеревень: если использовать самолет вскладчину, то это будет стоить не больше, чем покупка и обслуживание дорогого автомобиля.

Эксперты из девелопмента и градостроительства не столь оптимистичны: появление экономически обоснованных авиадеревень маловероятно, считает учредитель экспертного клуба «Загородный девелопмент» Валерий Лукинов. По его словам, предприниматели с высоким уровнем доходов, которые могут позволить себе личный самолет, предпочитают для отдыха более тихие места с отличными видами и высоким уровнем сервиса. Партнер NF Group Ольга Широкова отмечает, что формат авиадеревень действительно может быть популярен, что мы видим на примере США. Однако она отмечает, что в России развитие такого вида туризма ограничивается сравнительно низкой популярностью малой авиации, сложными регуляторными условиями и высокими эксплуатационными расходами.

Юлия Зубарик, генеральный директор градостроительного бюро «Мастер’с План», также подчеркивает, что малая авиация в России развита неравномерно: на Дальнем Востоке и в Сибири она используется не только в туризме, но и связывает труднодоступные населенные пункты, однако такие рейсы всегда были дотационными. Поэтому развитие малой авиации потребует колоссальной государственной поддержки.

Кроме того, Юлия Зубарик отмечает и другие вызовы в развитии авиатуризма: «Во-первых, существует дефицит коммерческих пилотов: только два высших учебных заведения в стране готовят таких специалистов. Поэтому необходимо реформировать систему подготовки кадров. Во-вторых, серийное производство авиатехники и реконструкция существующей авиационной инфраструктуры займет годы из-за необходимости испытаний и многолетних проверок для поддержания безопасности авиаперевозок. Еще один вызов в развитии легкомоторной авиации — административные барьеры. Сложности в получении права перевозить пассажиров небольшим авиакомпаниям, в сертификации самолетов, высокие требования к техническому оснащению аэропортов приводят к росту себестоимости полетов и — соответственно — цен».