26.06.2018
«Опыт реорганизации промзон Москвы»
Реорганизация промзон, влияние на облик города проектов редевелопмента – стала темой передачи «Большая стройка» на радиостанции «Говорит Москва» в которой приняла участие основатель градостроительного бюро Master's plan Юлия Зубарик.
Вывод производства из центра города и развитие этих территорий – задача, поставленная правительством города. Реализация этой программы решает множество актуальных городских задач и имеет четкие параметры.
«При работе с промзонами инвесторы и архитекторы-градопланировщики поставлены в достаточно жесткие рамки, рассказала Юлия Зубарик. – В обязательном порядке решается несколько актуальных городских задач: сохранение, а иногда и увеличение числа рабочих мест, строительство социальной и дорожной инфраструктуры, минимизация вредного влияния промзон на близлежащую жилую застройку, улучшение качества жизни окрестного населения».
Вывод промзон не означает, что москвичам будет негде работать. «Инвесторы, которые берутся за развитие промзон, обязаны сохранить, а еще лучше увеличить число рабочих мест», - отметила Юлия Зубарик. Кроме того, не все реорганизуемые промзоны предназначены для строительства жилья. Департамент промышленной политики также предусматривает развитие на части территорий промышленных парков, где развиваются невредные, технологичные производства
В рамках передачи поднимался вопрос об увеличении плотности застройки и строительстве инфраструктуры. Юлия Зубарик рассказала, что сегодня строительство инфраструктуры уже не воспринимается как обременение, а зачастую является драйвером развития территории. «Инвесторы за свой счет строят детские сады и школы и передают их на баланс города. Этими садами и школами пользуются не только жители проекта, но и жители окрестной застройки. Фактически это общественный договор. Необходимое число мест строится по городским нормам и четко регламентировано. Детские сады – это 54 места на 1000 жителей, школа – 124 места на 1000 жителей», - рассказала Юлия Зубарик.
Инвестор совместно с городом строит и новую дорожную сеть – город подводит или реконструирует дороги, подходящие к реорганизуемой территории, инвестор за свой счет строит дорожную сеть внутри территории.
Прозвучал и ответ на вопрос: не вредно ли жить в бывшей промзоне? «Вопрос экологической безопасности рассматривается еще на стадии градостроительной планировки. Определяется уровень загрязнения почвы. Есть специальные проектные институты, которые занимаются анализом уровня загрязненности почв, воздуха, уровня шума, который влияет на застройку. Вывозится грунт. При частичной реорганизации промзоны вокруг могут оставаться вредные предприятия, которые накладывают санитарно-защитную зону на реорганизуемую территорию. И мы также на стадии разработки проекта планировки разрабатываем мероприятия, которые уберут шум, запах – основные негативные факторы, которые влияют на жилую застройку. И это тоже делается за счет средств инвестора», - рассказала архитектор.
Прозвучал также ответ на вопрос: выгодно ли это инвестору. «Интерес инвестора и в том, что территорию можно развивать в комплексе, придумать много интересных фишек, для того, чтобы проект стал привлекательным. Я больше всего люблю заниматься развитием общественных пространств, которые появляются при реконструкции промтерриторий. Это места, где жители собираются, отмечают праздники, - рассказала Юлия Зубарик. – Например, в одном из наших проектов есть сквер с небольшим кафе – казалось бы, мелочь, а приятно. Обязательны дворы без машин, где дети смогут безопасно гулять. Проектируются коворкинги на первых этажах, где жители смогут купить чашку кофе, провести встречу и т. д. Все это должно поддержать новый тренд «живу, учусь, работаю в одном месте», чтобы жители не хотели уезжать из квартала».