19.03.2020
Чего не хватает России
Одним из первостепенных факторов успешного формирования комфортной городской среды является продуманная транспортная инфраструктура. Сегодня никто не может представить жизнь без автомобиля, остановки общественного транспорта в пяти минутах от дома или авиаперелета хоть в другую часть планеты. Но, привыкнув к удобству, люди всегда начинают требовать большего.
Юлия Зубарик, основатель градостроительного бюро Master's Plan:
Мы живем в удивительное время, когда внутри транспортной системы появляются порой уму непостижимые элементы, которые затем становятся неотъемлемой частью жизни. О популярных сейчас альтернативных видах передвижения по городу, о проблемах, связанных с интеграцией таких видов в городскую ткань, а также о транспорте будущего мы поговорили с экспертами.
— Транспортная система — основа города, обеспечивающая его жизнеспособность, комфортность, наконец, привлекательность для жизни. Проектирование любого нового района, новой застройки должно начинаться с оценки и моделирования будущей активности жителей.
Сейчас много говорится об ухудшении здоровья городского населения, а это напрямую связано с планированием транспортной системы.
Город тем устойчивее и здоровее, чем больше его транспортная система характеризуется, по определению урбаниста Яна Гейла, как «зеленая мобильность» — передвижения пешком, на велосипеде, общественном транспорте. Этой задаче должно подчиняться и планирование транспортной системы.
Появление велодорожек, система велопроката в Москве показала свою эффективность, сейчас в районах реновации уже на этапе планирования закладывается возможность доехать из дома на велосипеде до метро, оставить велосипед на специально оборудованной парковке, на велосипеде добраться от дома до парка.
Что касается общественного транспорта, то большие надежды возлагаются на канатные дороги — экологически чистый и интересный для горожан транспорт. Обычно канатные дороги воспринимаются как часть экскурсионной городской программы. Первая неэкскурсионная канатная дорога работает в Нижнем Новгороде, связывает районы, разделенные рекой, и она очень популярна среди горожан. В Москве есть целая программа по строительству нескольких канатных линий, которые станут частью городской транспортной системы. Первая должна появиться между Речным вокзалом и Тушино. Закончить строительство воздушной линии собираются в 2023 году, и она будет действовать как общественный транспорт — ездить по ней можно будет по «Тройке». Планируется еще несколько линий. Канатная дорога будет связывать парк развлечений «Остров мечты» с будущей станцией Большой кольцевой линии метро «Нагатинский затон». Еще одну планируют построить на территории бывшего завода ЗИЛ — от набережной Марка Шагала до станции метро «Нагатинская». Также планируются линии от автовокзала «Южные ворота» до Капотни с промежуточной станцией метро «Алма-Атинская», что позволит сократить время до метро жителям Капотни и Братеева. Обсуждаются и проекты воздушных линий от «Сокольников» до ВДНХ и Ботанического сада, от Липецкой улицы до ТЦ «Вегас» и от поселка Мосрентген до ТЦ «Мега Теплый стан» и еще несколько.
Сложности со строительством таких линий в первую очередь связаны с новизной такого решения и его относительной дороговизной. В Москве дополнительная сложность связана с подбором площадок.
Что касается велодорожек, то тут главное избежать перегибов — их появление не везде уместно и безопасно. Основная ошибка — велодорожки, как и любой пешеходный маршрут, должны быть тщательно продуманы, чтобы людям было удобно ими пользоваться и чтобы они не мешали другим видам транспорта.
Изменения во всех сферах жизни сейчас происходят очень быстро. Поэтому развитие транспортной системы, на мой взгляд, пойдет в двух направлениях. С одной стороны, возможность учиться и работать удаленно приведет к тому, что люди будут меньше тратить времени на дорогу до офиса или дома и больше пользоваться велосипедом и ходить пешком, а значит, будет развиваться велотранспорт, всякие скутеры и другие средства не слишком быстрого индивидуального перемещения. Новой современной жизни заслуживает внеуличный транспорт, и в первую очередь трамвайные линии. Конечно, их нужно модернизировать — делать бесшумными и более комфортными, но отказываться от экологичного, удобного вида городского транспорта точно не стоит. С другой стороны, необходимость быстро добраться, к примеру, из Москвы в Новосибирск, не оставляя «углеродного следа», приведет к появлению новых видов транспорта. Примером может быть hyperloop — вакуумный поезд Илона Маска, опытный образец которого сейчас строится в Абу-Даби. Возможность добраться за час до Петербурга или Казани впечатляет.